После пяти лет съемок успешного научно-фантастического сериала со значительной частью канадских авторов, режиссеров, актеров и прочих талантов в составе команды, продюсер Брэд Райт думал, что настала пора добавить канадского персонажа в Звездные Врата.
Это было в 2002 году, когда канадского актера Дэвида Хьюлетта взяли на периодическую роль доктора Родни МакКея. Как Райт вспоминал в недавнем интервью, "Я сказал, 'Давайте дадим ему канадский флаг в руки – сделаем самого умного персонажа канадцем!' Конечно, когда это было сказано, американский руководитель студии спросил, 'Вы ведь не всерьез это делать собираетесь, не так ли?' Я отвечаю, 'Нет, собираюсь'. Он сказал, 'Ох... ну я надеюсь, это получится.'"
Это был в некоторой степени подрывной жест создателей сериала. Это был также хитрый намек, что в некоторой степени канадцы ответственны за научно-фантастические передачи, которые еженедельно выходят по всему миру. Производимый в Ванкувере с 1997 года, бренд Звездные Врата принес 350 часов эфира для телевидения. Его третье воплощение, Звездные Врата Вселенная (Stargate Universe), выходит почти в 40 странах мира, и второй сезон дебютировал 28 сентября в США и 1 октября в Канаде.
В США дом Звездных Врат - на Syfy, кабельной сети, которая изобилует и другими сериалами и минисериалами, снятыми в Канаде. Город Ванкувер является домом для Эврики и Каприки (преемник Звездного Крейсера Галактика), в то время как Галифакс хранит сверхъестественные тайны Хэйвена. Торонто - место съемок безусловного хита Syfy, сериала Хранилище 13, который представляет канадских актеров Джоанн Келли и Сола Рубинека. Продолжая традицию Малдера и Скалли Секретных Материалов, исследователи паранормального в сериале За Гранью, казалось бы, путешествовали всюду, но на самом деле они никогда не выходили из Ванкувера.
Канадские корни всех этих сериалов редко признаются на экране. И всё же они - часть богатой, но малоизвестной истории, что начинается в давнем прошлом со Space Command (1953-54), первым драматическим сериалом CBC-TV. Чисто канадские сериалы как Starlost (1973-74) были относительно редки в следующие десятилетия, но они стали оплотом телевизионной продукции страны за прошедшие 15 лет. На международном уровне Канада стала известна зрителям благодаря сериалам Земля: Последний Конфликт (1997-2002), Андромеда (2000-2005), Звездный Крейсер Галактика (2004-2009), Звездные Врата и Убежище (с 2007 года).
По словам Брэда Райта, текущий бум напрямую связан с решением создателей Секретных Материалов снять первые пять сезонов в области Ванкувера. "Всё просто, у них была определенная сумма долларов, и если бы они потратили те же самые доллары в Канаде, то они могли бы добавить еще полмиллиона долларов или даже больше на серию," - говорит Райт. "Это - хорошие деньги – можно снимать несколько дней или потратить на несколько спецэффектов. У научной фантастики и других сериалов жанра, у всех них есть бремя необходимости [создать] космический корабль, монстра, инопланетянина или призрака, а это означает деньги."
Использование в своих интересах благоприятного обменного курса долларов было достаточным стимулом для американских финансистов задать нетрадиционное место съемок культового сериала Внешние Пределы (The Outer Limits), который выходил семь сезонов с 1995 года. Та же самая американская студия, MGM, поддержала Райта и продюсера Внешних Пределов Джонатана Гласснера, когда Звездные Врата SG-1 были запущены три года спустя. Это был оживленный период для "Северного Голливуда", хотя временное повышение курса канадского доллара к паритету (и вспышка атипичной пневмонии в Торонто) сыграло опустошающую роль для кино- и телебизнеса страны. Однако новые налоговые льготы в Британской Колумбии (Канада) помогли сохранить сериалы Syfy там.
За эти годы материальные стимулы соблазнили многих американских производителей пересечь границу; когда дело доходит до ландшафтов, гибкость Канады остается дополнительным плюсом. Как управляющий и исполнительный продюсер Хранилища 13, Джек Кенни провел много времени, исследуя Торонто. "Большое преимущество для нас состоит в том, что это - город, который может быть сделан очень похожим на другие места," - говорит он. "Просто есть огромное богатство разных мест, которые не найти в большинстве других городов."
Кенни также отметил высокое качество съемочных команд. Но как и многие из сериалов Канады, Хранилище 13 и Хэйвен являются в значительной степени творческой ручной работой переехавших жителей Лос-Анджелеса, таких как сам Кенни. Именно поэтому Райт горд, что сериалы Звездные Врата вовлекли и вырастили множество канадских талантов.
"Наши проекты являются полностью канадскими, не просто канадскими в плане места съемок," - говорит он. "Все телевизионные деятели обычно думают, 'О хорошо, мы должны отправить того человека из Лос-Анджелеса', а я сказал бы, 'Ерунда. У нас есть некоторые люди здесь, которые действительно хороши, и Вы должны рассмотреть их.'"
Один из тех людей - Мартин Джеро. Швейцарец по происхождению, но выращенный в Торонто, Джеро работал автором и продюсером на Звездных Вратах SG-1 и Атлантида, а затем режиссировал фильм Молодежная Лихорадка (Young People Fucking). Ему было всего 25 лет, когда он был нанят Райтом и продюсером Робертом С. Купером, чтобы работать над Звездными Вратами.
Для Джеро данный бренд предоставил неоценимый опыт. "Научно-фантастические сериалы - в материально-техническом отношении самые трудные сериалы на телевидении для производства, потому что приходится буквально строить мир каждую неделю," - сказал он. "Нельзя просто пойти в магазин Gap и там получить все костюмы. Все костюмы должны быть созданы. Там очень сложные гримы и спецэффекты. Все декорации почти наверняка нужно создавать, даже если идешь снимать на природу."
Научная фантастика достаточно свободна, чтобы содержать в себе множество других жанров, от триллера до драмы и комедии. Кенни верит в эту гибкость тонов, так же как в преимущества спецэффектов, которые расширили охват научно-фантастического телевидения. Но самое главное, по его словам, это сводится к создаванию незабываемых персонажей.
"Не всегда интересно делать спецэффекты постоянно. Это должно быть о чем-то. Именно поэтому зрители возвращаются — они переживают за героев."
Но жанр всё же не получил еще достаточно большого уважения от критиков или индустрии в целом. Например, потребовалось много времени, чтобы премия Эмми или Джемини удостоили признанием усилия команды Райта.
"Есть клеймо на научной фантастике, которое, я не знаю, удастся ли когда-то убрать," - говорит Джеро. "Оно не обязательно на фильмах – все большие блокбастеры по существу - фильмы жанра или научная фантастика. Но Звездные Врата - большой хит везде в мире."
Брэд Райт предполагает, что успех бренда может иметь некоторое отношение к своим канадским корням. "Возможно это немного хвастовство," - говорит он, "но одна из причин, почему наш сериал так преуспевает за границей - то что он не написан абсолютно в американском стиле. Да, он основан в США, и персонажи SG-1 были американскими военными, и я не отрицаю это ни на секунду. Но голоса, пишущие сериал, так или иначе сделали Звездные Врата более привлекательными для британских, французских, итальянских и немецких зрителей. По некоторым причинам мы там популярны, и возможно потому что присутствует канадский отголосок." |